Власти Перми провели заседание круглого стола, в ходе которого обсудили вопрос изменения тарифа на перевозки в городском транспорте, призванное собрать воедино и рассмотреть аргументы всех заинтересованных сторон.
Сегодня, 18 января, администрация города представила депутатам Пермской городской Думы документы, в которых изложены предложения по вопросу о тарифах на перевозку пассажиров в городском транспорте. В работе заседания принял участие заместитель главы администрации Алексей Храпков, представители подразделений администрации, комитетов городского парламента и предприятий-перевозчиков. Руководил обсуждением Глава Перми Игорь Шубин. Стороны рассмотрели предложения администрации по изменению тарифа на перевозки в общественном транспорте, в ходе дискуссии были заданы вопросы как представителям администрации, так и перевозчикам. В результате администрации было поручено уточнить некоторые вопросы и предоставить депутатам по ним дополнительную информацию. Вопрос об изменении тарифа на проезд в городском транспорте будет приниматься Пермской городской Думой с учетом дополнительной информации как от администрации, так и от перевозчиков.
Размер экономически обоснованного тарифа на перевозки в городском пассажирском транспорте должен пересматриваться не чаще одного раза в год. В последний раз он утверждался депутатами 26 декабря 2006 года. Поэтому администрация, учитывая инфляцию, рост стоимости горюче-смазочных материалов (ГСМ) и ряд других факторов, провела индексацию существующего тарифа. Пересмотр тарифа происходил по методике, которая была утверждена Пермской городской Думой в прошлом году.
Согласно данной методике экономически обоснованный тариф составляет: на автобусных перевозках 11 руб. 6 коп., на трамвайных - 12 руб. 88 коп., на троллейбусных - 11 руб. 85 коп. Экономически обоснованный тариф для маршрутных такси - 26 руб.
Администрация города предложила принять в Перми усредненные значения тарифа. Для автобусов они составляют 11 руб., для трамваев и троллейбусов - 9 руб., для маршрутных такси - 25 руб. Причем, тариф для маршрутных такси предлагается установить как предельный. В этом случае перевозчики смогут самостоятельно решать, возить ли пассажиров на своих маршрутах ниже этой цены, но не выше.
При данном тарифе предлагается сохранить существующую схему с социальными проездными документами (СПД) и льготными проездными документами (ЛПД). При этом не исчезает необходимость компенсировать проезд льготных категорий граждан для перевозчиков, которые возят горожан из отдаленных районов города. Одновременно с этим власти планируют, что новый тариф позволит повысить число перевозок горэлектротранспортом и таким образом сократить убытки муниципального предприятия.
Председатель краевого Совета профсоюзов Виктор Ефремов предложил сторонам учитывать при рассмотрении данного вопроса два момента. Во-первых, это необходимость установления достойного размера зарплат для водителей и кондукторов. За последний год наблюдался отток кадров из отрасли. Недавно, по информации администрации Перми, средняя зарплата кондукторов в автотранспорте изменилась и теперь составляет 7-9 тыс. руб., водителей - 18-20 тыс. руб. До таких же параметров планируется поднять зарплату водителям и кондукторам в электротранспорте. Во-вторых, Виктор Ефремов предлагает соотносить все изменения тарифа с сохранением социальной стабильности и недопущением напряженности среди пермяков.
От участников совещания поступил целый комплекс вопросов. Прежде всего, депутаты поинтересовались, принесло ли предыдущее изменение тарифа улучшение качества обслуживания пассажиров, в частности - обновление парка автобусов. Как отмечают в администрации, в 2007 году автопарк обновился на 140 автобусов. Причем 20 из них - абсолютно новые, а остальные, хотя и уже использовались ранее, но произведены за границей и соответствуют требованиям к перевозке пассажиров.
Депутат Наталья Мельник отметила, что частный бизнес, представленный перевозчиками пассажиров в автотранспорте, должен и сам предпринимать меры по уменьшению накладных расходов, по их оптимизации, чтобы снижать, таким образом, экономически обоснованный тариф. Но это, по словам депутата, вовсе не значит, что тарифы по истечении времени должны оставаться неизменными.
Депутат Дмитрий Малютин согласился с мнением о том, что время диктует необходимость изменения тарифов на проезд в большую сторону. Верно и то, что стоимость проезда должна быть разной в автобусах и электротранспорте.
Депутат Альфред Хайбрахманов поддержал предложение о необходимости изменения экономически обоснованного тарифа на проезд в общественном транспорте в 2008 году. В то же время отмечает, что представленные на обсуждение документы требуют дополнений и уточнений.
Депутат Валерий Шептунов отметил, что повышение тарифов на проезд однозначно должно повлечь за собой повышение качества обслуживания перевозчиками жителей Перми. Это включает в себя соблюдение расписания, безопасность перевозок и повышение культуры обслуживания. Высказал депутат и предложение перевозчикам рассмотреть вопросы об объединении, а администрации - о возможности возрождения муниципального автотранспортного предприятия, которое бы осуществляло пассажирские перевозки в отдаленных микрорайонах города, так называемые «социальные маршруты», которые бы однозначно дотировались из городского бюджета.
Итог обсуждению подвел Глава Перми Игорь Шубин:
«Безусловно, тариф на проезд в городском пассажирском транспорте нужно пересматривать. Однако понятно, что при этом нужно учитывать, во-первых, интересы пассажиров, их право на повышение качества и культуры обслуживания в транспорте, а во-вторых - экономическую выгоду перевозчиков и их возможность обновлять парк автобусов. Я согласен с мнением, что тариф должен быть разным для автобусов и электротранспорта - так мы поддержим этот вид перевозок. Очевидно, что внесенные цифры тарифа не окончательные, мы будем их внимательно изучать с учетом новой информации от администрации города и предложений перевозчиков. Нам важно принять не поспешное, а взвешенное решение, которое бы устроило все стороны и в конечном итоге повысило качество услуг перевозчиков».
Представителям перевозчиков Глава города предложил к 21 января, используя действующую Методику расчета экономически обоснованного тарифа, представить свою позицию, учитывая при этом изменение стоимости ГСМ, которое произошло уже в 2008 году. Также Игорь Шубин поручил специалистам администрации подготовить предложения по оказанию адресной помощи для проезда в транспорте социально не защищенным учащимся школ и ВУЗов.
Глава города поручил администрации уточнить некоторые вопросы и предоставить по ним дополнительную информацию депутатам. Вопрос об изменении тарифа на проезд в городском транспорте будет приниматься Пермской городской Думой с учетом дополнительной информации как от администрации, так и от перевозчиков. Ближайшее пленарное заседание городской Думы намечено на 29 января.